Среди ключевых недостатков разработанного правительством законопроекта №6134 - усиление административного давления на бизнес, создание дополнительного финансового бремени для предпринимателей, а также передача общественной организации несвойственных ей функций по дублированию государственного регулирования.
«По результатам антикоррупционной экспертизы проекта Закона Украины «О защите прав потребителей» Национальное агентство идентифицировало коррупциогенные факторы, которые обусловливают потребность в его доработке, а именно: нечеткое установление правовых основ деятельности и принятия решений Комиссии внесудебного рассмотрения споров; наделение Общественного союза «Союз общественных объединений потребителей» несвойственными полномочиями; необоснованное создание дополнительной финансовой нагрузки для субъектов хозяйствования; привлечение к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) третьих лиц», — говорится в выводах НАПК.
Среди недостатков законопроекта Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции назвало расплывчатые формулировки относительно ответственности бизнеса и отсутствие четких сроков на устранение нарушений. При этом разработчики законопроекта создали для чиновников возможность «применять субъективные подходы при принятии решения о применении санкций». А при отсутствии четких сроков на устранение нарушений чиновники будут иметь возможность штрафовать бизнес фактически по своему усмотрению «за невыполнение или несвоевременное выполнение» предписаний и решений.
Кроме этого, законопроект предусматривает наделение широкими полномочиями общественной организации «Союз общественных объединений потребителей». Она фактически получит регуляторные функции, среди которых определение причиненного ущерба и разработка методики его оценки, а в дополнение — возможность взимать средства за обучение и повышение квалификации лиц, ответственных за защиту прав потребителей. НАПК считает, что существуют значительные риски субъективизма и предвзятости членов Союза при принятии тех или иных решений, лоббирование интересов заинтересованных лиц и, как следствие, вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования и возникновение коррупционных рисков. Ведь документы Союза могут разрабатываться кулуарно без публичного обсуждения, как все регуляторные акты. Учитывая такие риски, НАПК предлагает исключить из законопроекта «положения, наделяющие общественные объединения несвойственными им полномочиями», которые дублируют или подменяют государственный надзор без ответственности и прозрачности процессов.
Особое беспокойство авторов антикоррупционной экспертизы из НАПК вызывает созданная законопроектом возможность для чиновников буквально терроризировать предпринимателей бесконечными проверками: документ «не устанавливает исчерпывающего перечня случаев, оснований, форм, сроков, порядка осуществления таких полномочий, контроля за их осуществлением и ответственности за возможные злоупотребления при их осуществлении», — подчеркнуто в документе.
Отдельное беспокойство вызывает норма проекта, что каждый бизнес — от маленькой лавки до онлайн-магазина — должен содержать в штате отдельное лицо, ответственное за защиту прав потребителей. НАПК предлагает отказаться от этой нормы, ведь она создает чрезмерное административное давление на бизнес, возлагает на него дополнительное финансовое бремя, а расплывчатые формулировки закона дают чиновникам широкое поле для применения санкций — это также порождает дополнительные коррупционные риски и чиновничий произвол против бизнеса.
По мнению НАПК, которая провела антикоррупционную экспертизу правительственного законопроекта о защите прав потребителей, его нельзя принимать — документ «содержит коррупциогенные факторы и требует существенной доработки».